Устройство и установка переднего колеса на велосипед
9 мин Автор: Михаил Скворцов 2709
- Из чего сделано колесо
- Как снять переднее колесо с вилки
- Установка ступиц, регулировка ободов, замена труб и шин
Переднее колесо вашего велосипеда — это силовая установка, то, без чего вы не можете представить себе езду. Переднее колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию движения велосипеда и, в значительной степени, за его ходовые качества. В отличие от заднего колеса, переднее колесо проще в использовании, но требует обслуживания.
Как и автомобиль, велосипед нуждается в регулярном обслуживании, и переднее колесо — один из тех важных компонентов, которым не стоит пренебрегать. Уделите этому больше внимания!
Из чего состоит колесо
Колеса — самый консервативный из всех компонентов. Конечно, иногда встречаются литые легкосплавные диски и цельные обода на трековых моделях, но их меньшинство. Спицевые колеса составляют большинство велосипедов.
Конструкция переднего колеса выглядит следующим образом:
- втулка в норме;
- обод;
- спицевые соединения;
- протектор обода (флиппер);
- внутренняя трубка и шина;
- обод (на моделях с дисковыми тормозами).
Ступица — это осевая часть колеса, состоящая из центральной оси, подшипников и конических наконечников. Системы конических подшипников чаще всего устанавливаются на втулки с открытыми подшипниками. Они также могут быть оснащены закрытыми или отбойными подшипниками.
Втулка на открытых подшипниках
Обод — это несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода в основном изготавливаются из алюминия, а более дорогие модели оснащаются карбоновыми ободами. Они делятся на три типа в зависимости от жесткости и мощности:
- одностенные — внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию контакта (перемычку);
- двойной — внутренняя поверхность прилегает к боковинам, отделена от внешней поверхности;
- тройной — самый прочный и жесткий вариант: внутренняя стенка также крепится к боковым стенкам, но в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку в середине.
Разнообразие ободов велосипедных колес
Вертикальные полосы образуют каналы, идущие в соответствии с направлением вращения. Современные обода делятся на одно-, трех- и пятисоставные в зависимости от количества таких каналов:
Спицы — это компоненты, которые соединяют втулку с ободом. Их функция — зажимать и распределять нагрузку между ободом и центральной осью, а также гасить вибрации во время езды. Обод перфорирован, и каждое отверстие предназначено для спицы. Количество спиц в велосипедном колесе кратно четырем. В зависимости от модели количество спиц варьируется в среднем от 28 до 40.
Количество спиц для переднего колеса обычно меньше, чем для заднего. Это связано с тем, что велосипед подвергается большим нагрузкам в задней части, поэтому колесо должно быть более прочным.
Спицы можно классифицировать в зависимости от их поперечного сечения:
- стандартные (прокатные) — с постоянным круглым сечением на всем пути от штуцера втулки до спицы;
- аэродинамический (лопасть) — эллиптический или прямоугольный профиль;
- Переменное сечение (нарисованное) — стандартное сечение у головки и сужающееся к центру.
Передняя втулка колеса велосипеда, как разобрать, обслуживание
Каркас — внутренняя часть шины, которая удерживает воздух внутри под давлением. Каркас шины — внешний каркас, контактирующий с дорогой, амортизирует неровности и защищает каркас. Корпус изготовлен из более жесткой резины, чем внутренняя трубка.
Ободная лента, или флиппер, — это резиновая прокладка под внутренней трубой, которая защищает ее от прокола концами спиц. Динамические силы заставляют стенки внутренней трубки изгибаться, в результате чего они прижимаются к поверхности обода. Без плавника внутренняя трубка может быть просунута в отверстие на конце спицы. Эта проблема более выражена на задней шине, где нагрузка больше, но ласта также необходима и на передней шине. Порванное полотно следует заменить новым. Проверенный домашний способ — обернуть несколько слоев шинной ленты вокруг обода, за исключением отверстия для вентиля.
Как снять переднее колесо с вилки
Снятие колеса — самый простой способ обслуживания велосипеда. Это очень легко сделать:
- Переверните велосипед вверх колесами.
- Отпустите ободной тормоз и отсоедините суппорт от дискового тормоза.
- Отсоедините штангу от вилки.
- Снимите ось колеса с креплений.
Дропауты бывают с гаечным и эксцентриковым креплением. В первом случае вам понадобятся два 15-мм гаечных ключа — один для удержания гайки, а другой для осторожного поворота ее на противоположную сторону. С эксцентриком все проще — открутите контргайку и поверните монтажный рычаг назад.
Направление вращения эксцентрика для удаления
Когда необходимо снять переднее колесо:
- замена труб/шин;
- затягивание/ослабление спиц;
- повторная установка втулки;
- покраска обода.
Установка переднего колеса на вилку выполняется в обратном порядке.
Переборка втулки, выравнивание обода, замена камеры и покрышки
Техническое состояние велосипеда напрямую связано с функциональностью всех его компонентов, включая переднее колесо. Проблем не так много, но они возникают регулярно:
- износ деталей ступицы, истощение смазки;
- искривление обода — "восьмерка";
- деформация обода — "восьмерка"; разрыв внутренней трубки; разрыв шины.
Как правильно собрать втулку переднего колеса старого велосипеда
Втулка обеспечивает крепление оси к крюкам для сбрасывания, а также плавное и свободное вращение колеса. Недостаточное смазывание приводит к увеличению трения в подшипниках и, следовательно, к быстрому износу. Симптомами являются стук колес, выраженный люфт, затрудненное вращение и треск.
Итак, как разобрать ступицу:
1. Снимите ось с крюков (см. выше). 2.
2. Ослабьте гайку крепления ступицы. Вам понадобятся два 17-мм гаечных ключа — используйте один, чтобы надежно закрепить гайку с правой стороны, а другой против часовой стрелки, чтобы повернуть ее влево.
3 Прикрутите конус. Вам понадобится ключ на 14 мм, чтобы закрепить его, затем вы сможете без проблем закрутить его вручную.
4. снимите ось с противоположной стороны. Осторожно извлеките левый подшипник из полости корпуса и снимите правый подшипник с конуса.
Тщательно проверьте все, особенно подшипники. Замените все поврежденные детали на новые.
Очистите, смажьте и установите ступицу на место:
- Выдуйте грязь из пустого корпуса.
- Нанесите тонкий слой смазки на внутренние стенки ступицы с помощью узкой кисточки или ватного тампона.
- Протрите ось, конусы и подшипники парафином и дайте им высохнуть (если устанавливаются те же компоненты).
- Смажьте ось, подшипники и конусы на внутренних поверхностях, прилегающих к подшипникам. Не экономьте смазку на подшипниках: чем больше, тем лучше. Тщательно вытрите излишки смазки чистой тканью.
- Наденьте правый подшипник на соответствующий конус той же стороной, что и раньше.
- Вставьте вал в ступицу и установите на него левый подшипник.
- Осторожно вкрутите конус. Поверхность конуса должна касаться, но не защемлять подшипник.
- Затяните втулку с гайкой.
- Установите колесо на выкидное устройство и зафиксируйте.
Проверьте работу ступицы — крепко открутите колесо. Если все было сделано правильно, колесо будет вращаться легко и плавно. Если вращение затруднено или втулка ослаблена, ослабьте или затяните левый конус. Для получения точного результата может потребоваться несколько регулировок, но не торопитесь.
Пробуксовка колес — это самая неприятная проблема с колесами. Это происходит в равной степени спереди и сзади. Передняя восьмерка вызывает меньше дискомфорта, чем задняя, но все же кривое колесо — не самое приятное для езды. Рассмотрите возможность быстрого устранения дефекта обода велосипеда. Для работы вам понадобится универсальный спицевой ключ, который выглядит следующим образом:
Ремонт восьмерки выполняется следующим образом:
- Определите максимальную выпуклость колеса. В этой области затяните спицу на 1 оборот.
- Ослабьте две крайние спицы на половину угла, на который была затянута центральная спица.
- Подтяните следующие боковые спицы на половину угла, на который вы ослабили предыдущие две спицы.
И так далее, все зависит от степени кривизны. На рисунке показана схема устранения восьмерки на 7 плечах.
Если изгиб находится между спицами, выполните следующие действия:
Замена кулачков легче устраняет дефекты обода, но и требуется чаще. Рекомендуется использовать специальные пластиковые монтажные инструменты, чтобы правильно и без проблем снять и установить шину.
Как демонтировать шину:
- Снимите колесо с креплений вилки.
- Спустите воздух из внутренней трубки (если необходимо заменить только шину).
- Открутите защитный колпачок с клапана и слегка надавите на него.
- С противоположной стороны используйте два ломика, чтобы захватить борт шины.
- Используя третий рычаг шины, вытолкните борт шины в сторону, пока шина не сойдет с обода. Теперь внутреннюю трубку можно снять.
Соберите шину следующим образом:
- Слегка надуйте внутреннюю трубку, чтобы она сплющилась.
- Установите внутреннюю трубку в шину.
- Следуйте за стрелкой, чтобы выбрать правильное направление движения шины.
- Вставьте клапан в отверстие в ободе.
- Вставьте борта шины в обод от борта вентиля к противоположному концу. Если его трудно протолкнуть, используйте ломик.
- Потяните ниппельную трубку вверх (для Schrader).
- Убедитесь, что фланцы обода полностью лежат внутри обода, затем установите колесо на велосипед.
Переднее колесо на велосипеде — это простой узел, который можно обслуживать самостоятельно в домашних условиях: разобрать и собрать ступицу, поменять шину, прокоротить обод. Более серьезные проблемы — сломанные спицы, треснувшие корпуса ступиц — требуют помощи специалиста.